Интервью: Объектив города, в котором все незаметное становиться явным ” Алина Шепетько ”

Казалось бы, что интересного можно встретить в повседневной жизни? Серые, ничем не приметные будни – что может привлечь внимание и отвлечь тебя от гаджетов? Толпы людей в метро, на улицах ранним утром и ближе к вечеру? Люди, поглощенные в свои мысли, что не замечают ничего и никого? Или продавцы в ларьках, либо просто в переходе? Бездомные и дворняги? Вы ответите, что здесь ничего такого, что бросалось бы в глаза. Но нет.  Именно всех этих людей замечает фотограф Джавид Маммедов. Он видит то, чего не видит никто. Замечает каждую мелочь и фиксирует в своем объективе.  Джавид тот человек, который помогает открыть глаза и посмотреть на мир иным взглядом, заметить то, чего никогда не приходилось наблюдать раньше.

1.Каждому творческому человеку нужно, то, что подтолкнет его на работу. Что вдохновляет именно вас, когда фотографируете?

Когда я купил фотоаппарат, я сразу спустился в метро. Там познакомился с разными людьми,  увидел много всего:  интересные места, архитектуру московского метро. Именно это дало мне очень большое вдохновенье. Я фотографировал людей, и каждый раз видел очень много различных лиц, которые стали основой для начала моей карьеры фотографа. Просто метро отображало реальный подземный мир, окруженный какой-то аурой.  Это не передать словами. Чтобы это понять следует поехать туда и самим почувствовать впечатления, которые испытывал я. А после того, когда вернулся домой и посмотрел на фотографии – я понял, что метро – чудесное место, чтобы там начать свой фотопроект. Для фотографа найти место, где бы ты создавал свой проект – это как найти золото, в котором отображается твоя душа, твои таланты. Поэтому оно сыграло важную роль в моей жизни.

4VvdtxjFPBk

2.Что стало толчком для начала карьеры фотографа

Я начал свой проект, который назвал «Люди из московского метро». Несмотря на то, что подземный мир имеет волшебную, очень красивую архитектуру, интересные места, без людей – он пустой. Без них нельзя передать характер, эмоции, впечатления. Самые интересные снимки получаются, когда фотография сделана неожиданно. Это как в жизни – самое интересное происходит, когда мы этого не ожидаем. Поэтому я получал отличные снимки, именно тогда, когда они были сделаны спонтанно. Когда я еду на работу у меня всегда с собой камера для вот таких неожиданных ситуаций, когда я могу сделать фото. Увидев что-то интересное,  я сразу фотографирую. Я должен делать хороший снимок с первого раза, потому что после него ситуация уже измениться. Это очень тяжело сделать, поэтому нужно хорошо освоить свою профессию.

После того, как я получил много достижений и результатов от моего начинающего проекта «Люди из московского метро» я  почувствовал, что я на правильном пути. Это и стало началом моей карьеры. Я много чему научился благодаря людям из метро.

3.Вы используете где-то свои фото или просто откладываете их в альбомы на полки? Для вас это просто хобби или что-то больше?

Помимо проекта, я еще имею очень много разных работ из  Азербайджана, России, что посвящаются иммигрантам,  их жизни, историям. Проект рассказывает, как они попали в Россию и почему они не работают в родной стране. Другой мой проект посвящен уличным фотографиям.

Свои фотографии я отправляю в разные журналы , где они часто печатаются, еще их развешивают на разных выставках. В основном большинство фото из моего самого удачного проекта про подземный мир. На самом деле другие проекты тоже получают очень много отличных результатов, но все же самый лучший отказался «Люди из московского метро».  Мне кажется метро открывает новый мир, где показывает сколько людей пользуются им, столько пассажиров там находиться. Представляете сколько там эмоций! Много разных фотографий получается.  Нигде нельзя найти таких же людей:  не только обычные люди там бывают, бывают и талантливые, люди из театра в разных костюмах или  на шее с кошкой ходят, например. Разные ситуации бывают там.

  1. Вы уже как 4 года фотографируете. Этому где-то учились или вы самоучка?

Я начал фотографировать с 2012 года. Мне нужно было немного зарабатывать для оплаты моей учебы, потому что очень большую суму нужно было платить каждый год в университет. И я решил, что помимо того, что я буду фотографировать для разных проектов, я буду и зарабатывать.  Когда я купил фотоаппарат, я выиграл от компании Nikon бесплатный урок обучения.  Там я начал понимать, что такое искусство, история, графика, грамматика фотографии. На уроке также учился  правильно фотографировать. Это было начинающие знания в карьере фотографа. До этого у меня было художественное образование больше 7 лет. Начиная с 4 класса, я учился композиции, правильному подходу к свету и т. д. Художество, рисование на половину, я бы даже сказал, 90 % совпадает с искусством фотографии. Художник рисует руками, пастелью, кистью, а фотограф все видит и фотографирует это. Искусства очень похожие между собой, они очень связаны. Могу сказать, что самые лучшие фотографы являются и хорошими художниками.

А дальше я читал много книг, связанных с фотографией, участвовал в семинарах, вебинарах. Я учился и до сих пор учусь – бесконечно. Это как космос: сколько бы ты не учился, это никогда не закончиться. Или же все что ты изучаешь – это все равно, что капля в море. Но если бы обучения заканчивалось, то ничего не было бы интересно.

5.Были творческие кризисы, переставали на время заниматься своим увлечением? Если да, то как снова возвращались к работе?

У меня было такое время, когда я не мог фотографировать, потому что  очень приклеился к одному и тому же, то есть приклеился к московскому метро. Кроме него больше ничего не замечал. Я не видел минимализма и других жанров.  А фотограф, если он хочет быть хорошим специалистом в своем деле, должен обращать внимания на много разных ситуаций, работать в разных жанрах: репортажная, абстрактная, фантастическая, минималистическая фотографии. А я работал в одном направлении, поэтому у меня начался кризис в моей карьере. И я думал: «Джавид, ты должен остановиться». Я фотографировал, но не замечал, что находиться слева, справа, сзади. А я хотел снимать и минимализм, и абстрактную фотографию, потому что это добавляет в мои работы какие-то впечатления. А, когда настал кризис – мои впечатление стали голыми. И я решил бросить проект о метро и начал заниматься абстрактной, геометрической фотографией. После того, я понял, что человек должен быть разнообразным, ловить баланс. То же самое в жизни: ты должен заниматься своей карьерой, быть в семье, иметь круг друзей и т д. Если ты не будешь держать баланс – ты потеряешь фотографию, искусство. Потеряешь все и навсегда. Это сложно. Но если ты хочешь добиться высоких достижений – ты должен это сделать.

6.Были ли случаи, когда вам запрещали люди фотографировать себя?

Да, конечно были такие моменты, несмотря на то, что я стараюсь фотографировать, чтобы меня не замечали.  Но наиболее хорошие снимки получаются, когда никто не видит, что попадает в кадр. А, когда замечают, они сразу меняют свое лицо, эмоции, сразу начинают  двигаться. Тогда все теряется. Если уже увидели – я стараюсь показать, что фотографирую и прошу разрешения. В том случаи, когда они против, я удаляю фотографию с ними без  комментариев. Они имеют право не разрешать фотографировать их. Всех нужно уважать, не смотря на то, откуда они и кто, какого возраста.

7.Джавид, вы принимали участие в различных конкурсах и почти всегда были на вершине пьедестала. Какой из конкурсов связанных с фотографией запомнился больше всего? Чем?

До сегодняшнего дня я уже участвовал в более чем 20-ти конкурсах. С них у меня уже 11 грамот  со всего мира: Нью-Йорк, Литва и т. д.  В Литве ставал 2 раза победителем, в Нью-Йорке показывали мои роботы,  в Питере опубликовали фотографии. В 2015 году – лучший фотограф России в конкурсе, который  назывался  «Тhe best of Russia». В первый раз в 2014 году, когда я участвовал – не выиграл, но после того, я нашел в себе силы и сказал, что я должен стать победителем. И вот в 2015году я стал лучшим фотографом в России с фотографией «Кошка на спине у человека в метро». Помимо этого я участвовал во многих конкурсах, ставал победителем в Азербайджане, где выиграл серебреную медаль и у себя на родине я получил около 10 грамот.

  1. Какой из конкурсов сыграл важную роль в вашей жизни?

Наиболее меня впечатлил «The best of Russia». Я чувствовал себя очень счастливым, когда стал лучшим фотографом России в 2015 году. Получив победу, я ощущал такое удовольствие, которого не чувствовал никогда. Вот тогда я понял, что получаю результат от своей работы. Я понимал, что не только я это вижу, а и помимо меня, другие люди: которые сидели в жюри, где-то 5-10 человек. То, что моя фотография оказалась самая лучшая, для меня было большой честью.  Она была выставлена на винзаводе и была опубликована в «The best of Russia».  Это сыграло очень большую роль в моей жизни. Вскоре фотографии начали публиковаться во многих журналах, я начал давать интервью.

© Алина Шепетько

Leave a comment