Интервью: Джавид Маммедов: Готовлю проект об азербайджанцах, работающих в России (Анна Усанова)

Его работы пока видели в Индии, России, Азербайджане, но это не предел и останавливаться он не намерен. Начинал с живописи, сейчас занимается искусством фотографии, у него отличное будущее в качестве дизайнера. Лауреат многих конкурсов, по-настоящему творческий человек и потому не собирается ограничиваться рамками одной деятельности и другим не советует. Знакомьтесь – молодой фотограф, дизайнер, а по жизни – философ Джавид Маммедов. Живет и работает в Москве.

VAKinfo: Джавид, познакомьте наших читателей с собой.

Джавид: Я родился в 1992 году в Барде. Детство провел там же, после 7 лет переехал с родителями в Баку. Чтобы вы поняли, как я пришел к живописи, расскажу одну историю. С детства я  был левшой, и когда пошел в первый класс, меня все время и учителя, и родители пытались переучить, чтобы я писал правой рукой. Но я все равно продолжал писать левой рукой, потому что когда использовал правую, было ощущение, что я поднимаю ею килограммов 10. Мне было очень сложно писать, мои буквы походили скорее на арабские. В общем, когда однажды я приехал на каникулы отдохнуть в Барду, я случайно сломал правую руку. И когда вернулся в школу, сказал: «Вот видите, это Бог доказал, что мне нужно писать левой рукой». Учителя, конечно, стали возражать, говорить, что это всего лишь случайность. Я продолжал убеждать, что это знак, но мне не верили. От мамы я снова стал слышать, что мне нужно приучаться писать правой рукой. Через какое-то время я поехал в Москву на каникулы, где работает мой отец, и снова упал и сломал правую руку. По возвращении в Баку мама сказала мне: «Хочешь, хоть ногами пиши, но не ломай себе больше ничего». И я стал писать левой рукой, а после этого увлекся рисованием. Мама только тогда поняла, что это знак от Бога, что так должно было произойти и это моя судьба. И когда я учился в 4-м классе, мама решила отвести меня в художественную школу. Я стал развивать свой талант рисования, стал участвовать в разных конкурсах, становился победителе и призером. На сегодняшней день на моем счету 15 грамот об участии и победе в художественных конкурсах.

VAKinfo: А что рисовали?

Джавид: Натюрморты, портреты (даже сейчас, когда я еду в метро, рисую людей). Но более всего мне нравилось изображать нечто сюрреалистическое.

В общем, после окончания школы я собирался поступать в  Азербайджанскую государственную академию художеств.  Сдавал вступительные испытания, но в итоге экзамен по рисованию не сдал. И это несмотря на то, что к тому времени у меня уже было 15 грамот как лауреата различных конкурсов. В 2010 году я переехал жить в Москву, стал помогать отцу, он занимается бизнесом. Но понял, что это не мое. И в 2012 году без проблем поступил в Национальный институт дизайна. А ведь я на тот момент даже не владел очень хорошо русским языком.

VAKinfo: Как Вы пришли к фотографии?

Джавид: Мне нужно было уже начинать работать, но то, что я стану фотографом, даже не подозревал. Я всегда любил фантазировать, в голове возникали разные идеи. Как-то мне захотелось снимать короткометражные фильмы, но у меня не было камеры. Я купил фотокамеру, при этом выиграл бесплатные уроки от Nikon, которые мне очень помогли. В итоге начал фотографировать и снимать короткометражные фильмы.

Фотоаппарат я также купил для того, чтобы как-то зарабатывать на жизнь. Ведь нужно платить за обучение в вузе, а мне еще хочется как-то помогать своим родителям. Я считаю, что если у человека есть желание, он всегда найдет способ зарабатывать. К примеру, уже в школьные годы я зарабатывал тем, что делал портреты на одежде, как-то расписывал ее.

VAKinfo: Вы для себя не видели другого пути, кроме как заниматься живописью, когда собирались получать образование?

Джавид: Другие варианты были, но жизнь сама меня привела к искусству. Долгое время я занимался футболом при клубе «Карабах», был вратарем. Помню даже, как однажды убежал с занятий в художественной школе, чтобы поиграть в футбол. У меня была возможность связать свою жизнь с футболом профессионально. Но мама сказала мне: «Джавид, ты не можешь в одной руке держать несколько вещей, тебе нужно решить, ты будешь заниматься профессионально искусством или спортом». И я решил заниматься искусством, поскольку этот выбор подразумевал большее число возможностей в жизни. Тем более, что в Азербайджане не так просто достичь высоких достижений, играя в футбол.

 

VAKinfo: Расскажите, в каких конкурсах принимали участие?

С 2007 по 2010 год Джавид принимал участие в разных конкурсах, на которых становился победителем и призером, занимал 1 и 2 места. В 2007 году завоевал первое место на международном художественном конкурсе в Индии Shankar’s International Children’s Competition. Также стал вторым в конкурсе в Азербайджане «Гейдар Алиев и независимый Азербайджан».

Самым первый конкурсом, который я выиграл в качестве фотографа, – «Москва глазами азербайджанцев», проводившийся в АМОР.

Вот недавно я стал победителем фотоконкурса Best of Russia. В этом месяце отправлюсь в Санкт-Петербург на еще один фотоконкурс, посмотрим, стану ли победителем.

Я являюсь членом Азербайджанского общества фотографии, и успел провести две выставки в Баку. Это «Люди московского метро» и «Уличные фотографии Москвы». Выставки пользовались популярностью.

VAKinfo: Вы сейчас только фотографией занимаетесь?

Джавид: Я сейчас заканчиваю 4-й курс Национального института дизайна. Являюсь членом Азербайджанского молодежного объединения России (АМОР). В будущем, после окончания вуза, возможно, буду работать дизайнером (на кого я, собственно, и учусь). Уже сейчас у меня есть дизайн-проекты для квартиры, игрушечного магазина, ресторана.

Но большую часть времени сегодня я, конечно, уделяю работе над фотопроектами.

Хотелось бы рассказать поподробнее о моем проекте «Люди московского метро». Московское метро отличается своей архитектурой, в нем видится совершенно особый срез жизни людей. Главная из причин моей работы над этим проектом – это желание изменить представление о метро в сознании людей и показать московское метро всему миру». Cегодня я пользуюсь каждым свободным моментом, который у меня есть, чтобы пойти в метро и фотографировать людей, а потом с этими фотографиями участвовать в конкурсах, развивать свой талант, пополнять свои достижения.


Я очень много времени провожу в метро. Здесь можно встретить людей совершенно разных профессий. Каждый раз, когда фотографирую людей, я вижу и чувствую много разных эмоций. Фотография не творит чудес, она лишь отражает жизнь такой, какая она есть, и, делая снимок, ты будто пишешь картину, но за одну секунду.


Через фотоаппарат я пытаюсь видеть мир иначе и буду очень рад и благодарен открыть что-то новое и интересное не только для себя. Запечатлеть яркие моменты и эмоции, чтобы они согревали душу. Наверное, это и есть то, ради чего стоит двигаться вперед, заниматься своим делом.. А у людей, которых я фотографирую, я за это время много чему научился, поэтому я думаю, что я всегда буду должен этому городу – Москве. Этот проект настолько меня захватил, что я не могу расстаться с московским метро и его людьми. Эти люди дают мне силы и вдохновение на дальнейшую мою творческую деятельность.

Сейчас у меня в планах – издать фотоальбом в рамках проекта «Люди московского метро». Планирую к фотоальбому также снять документальных фильм, в котором бы «люди метро», мои герои рассказывали свои жизненные истории, делились своими впечатлениями.

VAKinfo: Как люди, которых вы фотографируете, реагируют на вашу съемку.

Джавид: По-разному. Признаюсь, бывают случаи, когда люди бегут за мной с криками «Удали мои фотографии!!!» А бывает наоборот – людей трогает то, что я уделяю им внимание, они говорят: «Ой, вы меня снимали, да?» Я им объясняю, для чего это, они радуются.

VAKinfo: Вы можете дать советы начинающим фотографам?

Джавид: Не надо фотографировать в авторежиме, важно использовать ручной режим фотосъемки. Это как в вождении автомобиля: есть существенное отличие, используете вы автомат-коробку или ручную коробку. Точно так же и в фотографировании – в авторежиме фотография не получится такой, как вы хотите. И ведь жизненный путь человека, он такой же: когда вы не управляете своей жизнью, пускаете все на самотек, не всегда получается так, как вы хотите, но если вы управляете жизнью, то и результат будет другим. Важно всегда жить осознанно.

Огромное внимание фотограф должен уделять композиции, уже с 4-го класса художественной школы меня научили, что композиция – это самое главное.

 

VAKinfo: Какие у вас планы на ближайшее время?

Джавид: C 2015 года я готовлю новый проект, который расскажет об азербайджанцах, работающих в России. Я хочу показать, чем живут азербайджанцы, приезжающие в Россию работать, что их заставляет уезжать из Азербайджана, почему, несмотря на зачастую непростой график работы, они остаются здесь. Я ходил на московский рынок, разговаривал с азербайджанцами, и они рассказывали, что в России сейчас тоже им непросто, что постоянно проходят разного рода проверки, кого-то депортируют и т.д. Я сам вижу, что раньше азербайджанцев в Москве было много, а теперь их число заметно сократилось.

Проект будет реализовываться в фотографиях, я намерен подготовить альбом и документальный фильм, в котором российские азербайджанцы также будут рассказывать свои истории. Азербайджанцы на протяжении долгого времени живут в России, и я хочу рассказать об этом, чтобы это осталось в памяти истории.

VAKinfo: Когда вы планируете завершить данный проект?

Джавид: Пока трудно сказать, поскольку работать над ним непросто: многие люди просто боятся рассказывать о себе. Подчас сложно найти людей с действительно интересными историями.

Также, если говорить о моих планах на будущее, то я бы хотел проводить в Москве лекции по основам сновидений. Со школьных лет меня интересует эта тема, я изучил огромное количество книг по этой тематике. И в Баку я уже читал лекцию, вот теперь хотелось бы реализовать эту идею и в Москве.

VAKinfo: Говорят, что в умелых руках специалиста, любая камера будет выдавать отличные снимки – так ли это? Насколько важно для вас, что камера такой-то фирмы и никакой другой? Просто я знаю людей, которые говорят: никогда не буду пользоваться Canon, Nikon – это все мое.

Джавид: Выбирать конкретную компанию-производителя и говорить, что другую не признаешь – это все глупость. Потому что хороший фотограф может сделать фотографию на чем угодно. Конечно, для макросъемки, например, важны объективы, но в целом, камера – это 30-40% залога качественной фотографии, а вот 60-70% – это знания по фотографии. Согласитесь, если у вас есть хорошая камера, это совсем не означает, что вы хороший фотограф. Если вы хороший фотограф, вы и на айфон можете сделать прекрасную фотографию.

VAKinfo: Есть фотографы, чьи работы вы, возможно, считаете гениальными?

Джавид: Стив МакКарри. Я его обожаю.

VAKinfo: Вы считаете себя успешным человеком?

Джавид: Каждый человек – это всего лишь капля в море. Я стремлюсь к бесконечному развитию. Мое имя Джавид в переводе и обозначает «бесконечность».

Есть такая история, я Вам ее расскажу: одному парню исполнилось 18 лет, и он задался вопросом, где находится счастье, для чего он создан. И его отец в свое время, когда ему исполнилось 18 лет, искал те же самые ответы. Вот отец и посоветовал своему сыну пойти к одному мудрому человеку. Парень долго шел, но не важна была дорога, если он мог получить столь важные для него ответы. Когда шел, то думал, что мудрец, наверное, живет в какой-нибудь лачуге, читает книгу, но когда пришел к порогу его дома, то увидел огромное красивое здание, сад, людей, которые веселятся. Парень обратился к человеку со своими вопросами. И тот сказал: «Сынок, я смогу ответить на твои вопросы, но ты должен для этого выполнить мое задание». Парень был готов выполнить любые задания, только бы мудрый человек ответил на его вопросы. По заданию мудреца парень должен был взять в рот ложку с двумя каплями масла на ручке и обойти дом вокруг так, чтобы капли масла не упали, при этом рассматривая, что происходит вокруг. Парень согласился, стал выполнять задание, но понял, что его взгляд и весь он сосредоточен на каплях масла, которые не должны упасть на пол. Парень обошел дом, но ничего не смог увидеть из-за этих капель. По возвращении парня мудрец спросил у него: «Ну что ты увидел вокруг, расскажи». Но парень сказал, что ничего не смог увидеть из-за того, что его взгляд был сосредоточен на каплях масла. Мудрец во второй раз отправил парня обойти вокруг дома с ложкой во рту, но уже с обязательным условием, что он увидит, что происходит вокруг. Парень пошел, стал смотреть по сторонам, и увидел, что жизнь вокруг кипит. Когда парень вернулся к старцу, то рассказал ему, что нашел ответы на все свои вопросы. Мудрец ответил парню: «Ты теперь понимаешь, что наша жизнь – это та самая ложка во рту, на которой расположились две капли масла. И когда мы смотрим на ложку с маслом, мы забываем, что происходит вокруг, а когда смотрим вокруг, забываем про ложку с маслом. Надо же, чтобы получалось и ложку держать во рту, и вокруг смотреть. То же самое c фотографом – когда он сосредотачивается на чем-то одном, он забывает о другом. Можно снимать людей, а можно и пейзажи, ведь жанров фотографии очень много, не обязательно чем-то ограничиваться. Так и в жизни: не надо себя держать в одних рамках, нужно смотреть по сторонам.

VAKinfo: Сегодня Вы живете в Москве. Вы привязаны к этому городу, вы связываете свое будущее с ним?

Джавид: Я не ограничиваюсь Москвой, я бы, например, очень хотел поехать в Америку.

VAKinfo: Как вы считаете, молодой азербайджанец может себя успешно реализовать в России?

Джавид: Очень важно образование. Чем выше хочешь подняться, тем больше должен знать. Важно знать русский язык, чтобы можно было полноценно объясняться. Очень многие азербайджанцы в России сегодня плохо знают русский язык, разговаривают с ярко выраженным акцентом. Над собой всегда нужно работать.

http://vakrf.ru/
Анна Усанова

Leave a comment